среда, 10 февраля 2010 г.

Неизвестные секреты и особенности инвестирования в Беларуси

При анализе сфер инвестирования в Республике Беларусь, как иностранным, так и отечественным инвесторам, следует учесть, что крупные инвестиции (от нескольких миллионов долларов), как то: строительство/покупка завода, открытия крупного комплекса, открытие крупного (моно или мультибрендового представительства автомобильной марки) и т.д. нужно делать только через согласования с руководством страны.

В настоящий момент, рынок Беларуси, будет интересен для среднего инвестора, с суммой инвестиций от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч долларов.

Внимание инвестора следует обратить на то, что сейчас в мире достаточно производств, и если у вас нет уникальной идеи по производству какого-нибудь ноу-хау, то не следует тратить время на этот сегмент инвестиций. Проблема всего мира на сегодняшний день - это сбыт продукции, а не её производство.

В этом ракурсе, Беларусь имеет потенциал:
* В Беларуси главным козырем Президента и его опорой является стабильность выплат зарплаты людям (при чём не важно коммерческая эта фирма или государственная). Отсюда главный вывод для инвестора - постоянное наличие денег у людей на мелкие покупки;
* Уровень занятости населения. Опять же в Беларуси он традиционно высок. На сегодняшний день по официальной статистике безработица в стране составляет 0,8% от экономически активного населения, на 2010 год этот показатель запланирован на уровне 1,1%-1,2%. Пусть реальная безработица и выше, чем официальная, но не намного. Человек в Беларуси всегда может найти работу, другой вопрос, что она за частую низкооплачиваемая, но заработать можно всегда.
* Отсутствие серьёзного криминала в Беларуси - любой инвестор может даже не думать о каких-то крышах или вымогательствах. Так же на среднем уровне бизнеса отсутствует и рейдерство.

Исходя из приведённых факторов, интерес инвестору нужно сосредоточить на узкой специализации, а конкретно - либо предоставление услуг населению, либо торговля.


Постараюсь кратко изложить, на что следует обратить особое внимание потенциальным инвесторам:

1. Перед началом инвестирования необходимо изучить законодательство по ценообразованию и, если имеются ограничения, то их нужно учитывать. (Беларусь - это одна из немногих стран, если не единственная в СНГ, где государство регулирует формирование цен не только на социально значимые товары). На сегодняшний день это одно из самых главных препятствий для бизнеса.

2. Контрагенты (дебиторская задолженность). В некоторых случаях нюансы, возникающие при работе с контрагентами, можно решить при личной встрече и устной договорённости, однако наличие грамотного договора о сотрудничестве снимет большинство проблем, если возникнет необходимость обращения в суд. На сегодняшний день одной из проблем субъектов хозяйствования в Республике Беларусь является не выплата денег (дебиторская задолженность). Услуги юриста по формированию пакета документов для подачи их в суд (на одного контрагента) оцениваются в $50-$150 и выше. Можно попробовать решить спор и в до судебном порядке путём составления и направления претензии к неплательщику (во многих случаях помогает) - такая услуга юриста стоит около $25.

3. Гос структуры. При работе с государственными структурами (а их в стране большинство), следует учитывать тот факт, что приоритет в закупках остается за товарами белорусского производителя. Так что, если вы инвестируете в импорт и ваша сфера - работа с государственными предприятиями, то на рынке не должно быть товара белорусского производства, аналогичного вашему. Однако, даже отсутствие аналогов, не страхует от отказа в покупке вашей продукции из-за соображения гос работников: “на всякий случай не буду покупать импортное”. Одна из возможностей решения данной проблемы: товар, собранный белорусской фирмой из импортных комплектующих, может считаться белорусским и продаваться как выпущенный в Беларуси (не во всех случаях).

4. Розничная сеть. В настоящее время в розничной сети (магазины) действует закон, по которому магазинам следует довести до долю отечественных товаров до 75% от выставленных.

5. Новый товар (брэнд) люди очень неохотно покупают, даже если он лучше по качеству, т.к. нужно время, чтобы привыкнуть и распробовать (примерно около года). Данная проблема легко решается, если товар распространяется по уже функционирующей торговой сети и особенно методом активных продаж. По поводу метода активных продаж: в Беларуси, в отличие от Европы, этот способ использует небольшое количество фирм, упуская, тем самым, дополнительные возможности (и порой очень не маленькие).

6. Гигиеническое удостоверение на товар. Не смотря на либерализацию в государстве в 2009 году и в этой сфере, она прошла двояко. С одной стороны сократился перечень товаров подлежащий гигиенической сертификации, с другой возникли дополнительные сложности для импортного товара. Так, при прохождении гигиенической регистрации импортного товара, необходимо наличие сертификата производителя стандарта DIN ISSO. При этом сертификат должен быть составлен на РУССКОМ языке или иметь русский перевод, заверенный нотариусом страны ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (белорусский нотариус не подойдёт) - дополнительное ограничение импорта государством в рамках выравнивания объёмов экспорта и импорта.
7. Недвижимость. Ещё одно ограничение, которое должен знать иностранный инвестор - иностранный гражданин не может приобрести в собственность недвижимость в Беларуси, в отличие от иностранного юридического лица (фирма), для которого предусмотрены варианты в действующем законодательстве Республики Беларусь.

Краткие выводы: Из перечисленных выше особенностей логично вытекает следующее:
1. рынок РБ интересен для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве по сбыту собственных товаров для широкого круга потребителей - этот рынок имеет всё возрастающий потенциал по мере приватизации государственных предприятий и увеличения доли частника в экономике страны.
2. для мощного и активного продвижения этих товаров иностранной фирме необходимо сформировать команду (маркетологи, менеджеры, юристы, бухгалтера и т.д.) из граждан РБ, имеющих опыт и знающих специфику психологии жителей Беларуси.
3. наиболее оптимальными формами является:
а) для компаний, готовых запустить сборочное производство в Беларуси - открытие белорусского филиала компании (с образованием юридического лица в РБ) для поподания производимых товаров в разряд “белорусских”;
б) для компаний с готовой продукцией - либо создание СП (совместного предприятия), либо наличие официального представительства в РБ, полученного посредством заключения соответствующего договора с белорусской фирмой, имеющей налаженную сбытовую сеть, чему следует уделить дополнительное внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий